Непал, кольцо Аннапурны: радиальный выход на Писанг-пик - На пути к себе

Subject: Непал, кольцо Аннапурны: радиальный выход на Писанг-пик
Security: Public
Tags:Аннапурна, Непал

Еще дома, планируя маршрут, я пытался понять: из каких точек по пути или чуть в стороне - до которых мне теоретически хватит сил добраться - будут наиболее красивые виды. Вначале я думал немного подняться от деревни Ngawal к перевалу Kang La, ведущему в долину Naar, и сходить до Ice Lake в районе Мананга. Но по дороге планы изменились. Во-первых, когда я спрашивал про виды у нашего портера Нараяна, выяснилось, что он ходил гидом на Писанг-пик, что туда несложно идти и там красиво. А на следующий день мы встретили большую группу русско-украинских товарищей, идущих покорять Чулу-пик, а по дороге собирающихся мимоходом – и для акклиматизации - забраться на Писанг. Шли они быстро и уверенно, каждый (в том числе девушки) честно нес свой рюкзак килограммов на 20. Правда, на подъем от деревни Верхный Писанг до вершины они отводили всего 3 дня, и я удивился – как люди не боятся горной болезни? Но хотелось верить, что у них получится. Особенно выделялся атлетическим телосложением Дима Ерохин, год назад прошедший полное кольцо вокруг Аннапурны за 7 дней (!), установив тем самым пешеходный рекорд на сегодняшний день. Кстати, предыдущий рекорд – 8 дней – принадлежал женщине :)
Почему бы нам тоже не сходить посмотреть на Писанг? Хотя бы до базового лагеря, – предложил я.
И в 6.10 утра, провожаемые ослепительной рассветной Аннапурной II, мы вышли на подъем.

Дорога на Писанг-пик ответвляется вправо от основной сразу за выходом из Верхнего Писанга и начинает карабкаться на склон через сосновый лес. Наши знакомые тоже собирались выйти примерно в 6, но пока никого вокруг видно не было, только дикие козы или животные, похожие на косуль, иногда показывались рядом с тропой и скрывались в кустах при нашем приближении.

Формально для подъема на Писанг нужно получать отдельное разрешение (пермит) – так непальское государство зарабатывает на туризме. За подъем на вершину категории "B" (куда входят Чулу и Писанг) нужно заплатить 350$ за группу до 4 человек (плюс 40$ за еще одного чел. для групп до 8 чел.), а для экспедиций в 9-12 чел взимается сбор в 510$ плюс 25$ на человека; при этом на все трекинговые вершины разрешается подниматься группами не более 12 человек. Разумеется, у нас ничего подобного не было – мы сюда не собирались.
Примерно через час подъема тропа уперлась в сложенную из камней стену метровой высоты, с проходом посередине. Вероятно, здесь в высокий сезон сидит специальный мужик, проверяющий разрешения на восхождение. Но этим майским утром на тропе было пусто, и мы спокойно прошли вперед. А вскоре нас догнали друзья-альпинисты с рюкзаками.

Высота около 4000м, вид налево: за Дверью в Небо (слева) можно увидеть массив Манаслу, далее Ламджунг Химал, справа Аннапаруна II.

крупный план:

вид направо на долину Мананга: видны Аннапурна III, Аннапурна IV, Гангапурна, семитысячники Большого Барьера возле озера Тиличо и Тиличо-пик

крупнее:

И конечно, вид прямо (назад) – на склоны Аннапурны II:

Главная возможно-вероятная неприятность – это облака. В 6 утра 4 мая небо было безупречно чистым, но уже через час-другой начали показываться первые белесые гости с юга. Аннапурна пока еще сдерживала их натиск, облака цеплялись брюхом за вершину, окружали её всё плотнее, но было понятно, что долго эта плотина не продержится.

Подъем шел каскадами, метров по 200 высотой. Вскоре показалась площадка с флажками, где можно отдохнуть и полюбоваться видами.
Любите ли вы летящие по ветру флажки-лунгта так, как люблю их я? :)

продолжаем подниматься

Примерно на 4200м мы вышли на довольно большое ровное пространство - место нижнего базового лагеря.

Вокруг по-прежнему никого, только несколько яков пасутся неподалеку

Тут мы встречаем убежавшего с утра вперед Диму Ерохина. Он уже успел сходить на разведку наверх, спрашиваю его про виды: поднимаешься на следующий каскад, потом пройди немного вправо, появятся языки снега, и будет красиво, - говорит он мне.

Что ж, мне проще, я без вещей, чувствую себя хорошо. Говорю Юле и Нараяну, что вернусь через часок, и лезу выше.
Подниматься становится тяжелее - после 4000м уже чувствуется высота. Иду с остановками через каждые пару минут, благо "остановиться-подышать" хорошо сочетается с "пофотографировать".

Базовый лагерь остается внизу - видите маленькие фигурки в правом нижнем углу?

Через 200м высоты заканчивается очередной уступ, и из-за него наконец-то становится видна вершина Писанга. Но заканчивается и тропинка, впереди - заросший сухой пожухлой травой пологий склон.

Подул резкий холодный ветер, надеваю на себя всё что есть. Иду по диагонали влево, потом вправо, надеясь найти какую-нибудь дорогу. Дорог нет, только группы диких коз шарахаются в стороны. И тут замечаю впереди вдалеке какие-то фигурки. Зрение у меня не очень, деталей я не вижу, но вроде бы это люди. Ничего себе, думаю, как меня друзья-альпинисты обогнали, а ведь они еще и с рюкзаками!.. Ладно, думаю, заберусь куда получится, пока силы есть.

Вот я поравнялся с верхним краем Двери в Небо.

Аннапурна уже вся в облаках

Да и долину Мананга начинает затягивать

И тут я понимаю, что веду себя неадекватно.

Вообще, первые симптомы горной болезни начинают проявляться на высотах выше 3000 метров. Симптомы делятся на три степени.
- Лёгкая степень. Это общее ухудшение самочувствия, некоторая вялость, учащённое сердцебиение, лёгкое головокружение, небольшая одышка при физических нагрузках, сонливость и одновременно проблемы с засыпанием. Через 3-4 дня эти явления, если не подниматься выше, исчезают.
- Средняя степень. Это приподнятое настроение, излишняя жестикуляция и говорливость, ускоренный темп речи, беспричинное веселье и смех, беззаботное, легковесное отношение к окружающему. Возможно, именно по этим причинам, однажды побывав в горах, туда тянет снова - горы становятся своего рода наркотиком. В дальнейшем эйфорическое состояние сменяется упадком настроения, апатией, меланхоличностью, притупляется интерес к окружающему. Развивается умеренная и даже сильная головная боль. Сон делается беспокойным от чувства удушья (периодическое дыхание).
- Тяжёлая степень. На высотах 5000 метров и выше самочувствие редко бывает хорошим, чаще оно неудовлетворительное. Ощущается общая слабость, усталость, тяжесть во всем теле. Не прекращается умеренная, а подчас и сильная боль в висках, лобной, затылочной части головы. При резких движениях и наклонах возникает головокружение и, иногда, носовое кровотечение.

Я роняю градиентный фильтр. Роняю фотоаппарат. В висках стучит, поэтому чтобы поднять их не наклоняюсь, а приседаю. Смотрю на часы - с момента моего ухода прошло уже полтора часа. Голова немного кружится, но настроение какое-то подозрительно приподнятое :), хочется продолжать идти вперед - туда, где склон переходит в снежно-ледяную шапку вершины. Усилием воли призываю здравый смысл - надо разворачиваться и спускаться.

На обратном пути встречаю поднимающегося Диму и идущих за ним друзей. Спрашиваю текущую высоту по GPS - около 4700м. Оказывается, я забрался сильно выше того места, где он был до этого. Начинает болеть голова, впрочем, встречные жалуются на то же - они хоть и не были пока выше, зато идут с рюкзаками, кто-то уже развернулся и пошел вниз. Не стоит подниматься в день на 1500м... Впрочем, я сделал это сознательно - мне было интересно проверить возможности и характеристики своего организма - ведь каждый реагирует на высоту по-своему.

Товарищи решают ставить лагерь прямо здесь. На следующий день они поднимутся до верхнего лагеря, трое останутся там ночевать в палатке, но на утро из-за общего плохого самочувствия решат спускаться (вот их рассказ про всю поездку и восхождения на Писанг и Чулу - http://robinson-swan.blogspot.com/2011/06/2011.html)
А те фигурки людей, которые я видел вверху, оказались другой группой альпинистов, из Украины и Урала - любят наши люди ездить в Непал на майские праздники. Они стояли в верхнем базовом лагере на 5090м и пытались взойти на вершину. Двое добрались до 5900м, где кончились веревки и начался фирн. До вершины им оставалось 200м по вертикали, но началась приличная горняшка и они пошли вниз. Так Писанг-пик (высота 6091м) при нас остался непокоренным.

Я же поспешил вниз, на 4200 встретился с замерзшей Юлей, и за 2 часа, примерно к 14.00 мы спустились до Верхнего Писанга. Таким образом, переход "подъем-спуск" до базового лагеря на 4200м занимает 6 часов. Оставаться в Писанге еще на одну ночь мне не хотелось, поэтому, померзнув под душем и пообедав, мы отправились ночевать в следующую по маршруту деревню - Гьяру.