Dmitry Ivanov (silvar) wrote,
Dmitry Ivanov
silvar

Травертиновые террасы заповедника Хуанлун

После Цзючжайгоу мы уговорили наших водителей не возвращаться обратно, а проехать дальше, до г. Songpan. И всё для того, чтобы на следующий день попасть в еще один природно-геологический заповедник - Хуанлун (см. карту ключевых точек на маршруте). Главной опасностью был снег на перевалах и отсутствие достоверной информации о том, пускают ли туда зимой вообще.

Так получилось, что в нашей машине китайского не знал никто, молоденький водитель вроде бы понимал, что мы от него хотим, но почему-то категорически отказывался туда ехать. Дошло до ультиматума "либо Сонгпан, либо no money", с вылезанием из машины и вытаскиванием вещей. Потом мне было стыдно - как выяснилось, он никогда не был в этом районе Сычуани и не знал дороги (и вообще, в отличие от старшего товарища, не отъезжал от родного городка больше чем на час езды). К тому же, по слухам, перевал впереди был занесен снегом...

Как бы то ни было, к 9 вечера обе машины добрались до Сонгпана. Как же вкусна была тамошняя сычуаньская еда из простой придорожной кафешки слева от ворот!.. (да и может ли быть иначе, если не есть весь день?:)

В этом городке живут рядом тибетцы-буддисты, китайцы Ханьшуй и мусульмане Хуи. В центре есть остатки старой крепости с куском крепостной стены, красивыми воротами и главной улицей; в местных турагентствах можно договориться о конной экскурсии по окрестным горам.

С утра, пока наши перекусывали пельмешками бао-цзы, я пробежался по центру. Красиво, но сильно холодно; встретил местных в одеждах с длинными рукавами:

Больше всего мы боялись, что Хуанлун будет закрыт. Об этом (закрыт с декабря по март) напрямую пишется в большинстве уважаемых интернет источниках. Однако попадались отдельные отчеты о том, что кто-то был там и зимой. Восток - дело тонкое, придется узнавать всё на месте!

Чтобы попасть в Хуанлун, надо подняться на перевал высотой 4000 метров. Зимой он покрыт снегом и в плохую погоду может быть непроходим. То же самое утверждали и наши водители. Но деньги - страшная штука: как только мы сказали, что нашли другие варианты, они согласились попробовать.

Нам очень повезло с погодой. Оба дня небо было чистым и ясным, светило яркое солнце, и весь снег с дороги сдуло! Осталось лишь немного льда не самом верху, который мы потихоньку проехали даже без цепей.

виды с перевала в одну и другую сторону:

Под запах горелых тормозных колодок подъезжаем к Хуанлуну (название переводится как "Желтый дракон"). Судя по надписям, это ОНО, но вокруг тишина, ни одной машины, ни одного человека. Турникеты на входе опоясывает цепь с огромным амбарным замком. Заходим внутрь, изучаем карту на стенде, разбредаемся вокруг в поисках дороги. Цифрой 1 я обозначил место, где находились мы, цифра 2 - станция канатной дороги (зимой не работает). По канатке можно подняться на холм слева, увидеть панораму всей долины, а потом пройти до верхних озер и спускаться оттуда вниз.

В домике справа обнаруживаем двух китаянок, которые сообщают нам, что вообще-то заповедник закрыт, но раз уж мы приехали, нас пропустят внутрь и продадут билеты не по 200, а по 50 юаней ("пропустят", ага! мне уже с тропинки на подъем возвращаться пришлось :) Главное, говорят, возвращайтесь до темноты, а то заблудитесь и замерзнете.
Буквально через три минуты от входа попадаются первые травертиновые террасы:

Травертин образуется так: вода от таяния снега и осадков просачивается в почву, богатую кальцитовыми породами. Там в она обогащается различными солями (прежде всего бикарбонатом кальция) и выходит на поверхность, где из нее осаждается нерастворимый в воде карбонат кальция. По такому же механизму образуются сталактиты и сталагмиты в пещерах.

Вам наверняка знакомы ярко-белые кальцитовые террасы турецкого Памуккале. Можно сказать, что Хуанлун – это гигантский Паммукале, только разноцветный. Широким фронтом, от 40 до 120 метров, террасы неторопливо спускаются вниз на протяжении почти полутора километров. Вода в них зеленого, голубого, бирюзового цвета, а поверхность ванн темно-желтая.

Какие-то ванны промерзли до дна,

какие-то просто пусты и накрыты ледяной крышкой,

но попадается и открытая вода: если верить путеводителю, где-то наверху бьет теплый ключ.

Просто звенящая тишина, ни дуновения ветерка, ни облачка в бездонном голубом небе. И ярчайшее солнце. Побывав накануне в Царстве Водопадов, Ручьев и Озер, сегодня мы попали в Королевство Льда. Здесь можно было позировать на фоне замерзших и застывших водопадов, наблюдать во льду пузырьки и трещинки, просто валяться на нем, получая две своих тени - одну на льду, а вторую на дне:

Этот водопад в три человеческих роста можно было буквально потрогать руками. Главное, не поскользнуться на подходе :)

Вот что надо представлять, когда говорят, что вода "заморожена" вспышкой фотоаппарата :)

Будучи выше Цзючжайгоу примерно на километр (высоты тут 3000-3500), Хуанлун замерз насквозь.
Террасы превратились в одну огромную ледяную горку, но мы верим, что впереди нас ждет что-то еще более прекрасное, и продолжаем подниматься по абсолютно пустому парку, двигаясь в сторону возвышающейся над ущельем вершины Сюебаодин (5558м).

Появился ветер, удобно дующий в спину;
деревья приветливо машут нам мочалками высохшего мха

Славин убежал вперед, продолжаю идти вперед один. В сужении ущелья неожиданно обнаруживается буддийский храм, наглухо закрытый, с "обратной" свастикой (отголоски "бон"?). Вокруг по-прежнему никого.

И все-таки мы были вознаграждены за то, что протопали вверх 2 часа и не повернули обратно:
в самом конце долины нас ждал Пруд Пяти Цветов (Five Color Pond),

та самая голубая вода в желтых, открытых ото льда ваннах,

и греющийся на солнце Славин :)

Здесь нельзя (да и невозможно - из-за воды) ходить летом, но зимой никто не помешал мне подойти по скользкой корке льда поближе

Красота живой природы завораживает

И хотя зимой мы не увидели большей части красоты всей долины, стала понятна ценность Пятицветного Пруда. В теплое время года путник, дошедший до конца, уже пресыщен водяными красотами Хуанлуна, для него Five Color Pond – просто очередная лужа, ну разве что разноцветная. Для нас же он был как Изумрудный город для Элли и ее товарищей, долго-долго шедших дорогой из желтого кирпича.
Путники, прошедшие дорогой из желтого дерева, были сполна одарены Желтым Драконом в конце пути.

Вывод: Jiuzhaigou и Huanglong можно замечательно совместить при поездке по Сычуани.
Инфа по автобусам и отелям:
Из Chengdu до Jiuzhaigou (九寨沟) можно дохеать с двух автовокзалов - Chadianzi 茶店子汽车站 (за 3м кольцом) и Xinnanmen 新南门汽车站 (в центре). С центрального автобус отходит в 8 утра, в дороге 10 часов.
Около входа в парк есть отель JiuTong (60ю за номер на двоих в 2009г.), с горячей водой с 8 до 10 вечера.
От Jiuzhaigou до Huanglong (黄龙) автобус уходит в 7-00, в дороге 3 часа.
Обратно имеет смысл ехать на том же автобусе (отходит от парка в 3 дня), через час выйти на развилке в Chuanzhusi (川住寺) и оттуда на такси до Songpan (см. карту).
Tags: Китай

• Даосские горы Хуашань (Китай) зимой

В прошлом году мы вместе с Димой Славиным и его друзьями совершили замечательную поездку по зимнему Китаю, из Пекина до Куньминя, проехав за 17 дней…

• КИТАЙ: Панды, Горы, Новый Год.

КИТАЙ: Панды, Горы, Новый Год. 1 марта, вечером, в рамках очередного заседания "Гильдии приключенцев", мы с Дмитрием Славиным будем рассказывать про…

• Цзючжайгоу зимой и лодки для Ковчега

Одной из основных наших целей в провинции Сычуань были природные заповедники Цзючжайгоу и Хуанлун (официальный сайт). Цзючжайгоу - это…

• Даосские горы Хуашань (Китай) зимой

• КИТАЙ: Панды, Горы, Новый Год.